2024-04-24  Ср

(831) 215-12-18

08:00 - 19:00

Форум госзаказ 2013

Новости и аналитика

С.В. Грачев: «Если мы создадим федеральный орган власти, занимающийся закупками, процесс перехода к ФКС будет безболезненным и быстрым».

С.В. Грачев: «Если мы создадим федеральный орган власти, занимающийся закупками,  процесс перехода к ФКС будет безболезненным и быстрым».

Начальник Управления по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области Сергей Владимирович Грачев в интервью нашей организации рассказал о том, что ожидает сферу госзакупок после принятия законопроекта о ФКС и о том, какие проблемы существуют в Нижегородской области в сфере госзаказа.

- Сергей Владимирович, первый вопрос посвящен перспективе принятия законопроекта о ФКС. Какие существенные изменения ожидают сферу госзакупок?

- Я могу выделить три существенных изменения. Во-первых, размещение заказа будет ориентировано на профессионалов. Федеральная контрактная система фактически признает, что размещение заказа - это то, чем должны заниматься высококвалифицированные специалисты. На данном этапе профессионалов госзакзаза категорически не хватает, ВУЗы не готовят подобных работников.

В законопроекте о ФКС предусмотрены такие понятия, как «контрактная служба» и «контрактный управляющий», то есть госзакупками будут заниматься люди, имеющие специальную подготовку.

Второе, законопроект о ФКС признает, что при выборе исполнителя контракта необходимо обращать внимание не только на то, ЧТО поставляют, но и на то, КТО это будет делать. К примеру, в бизнесе, перед заключением сделки я обязательно поинтересуюсь о происхождении товара: не ворованный ли он? При госзаказе я не имею права спросить легальность происхождения товара. Сейчас закон о ФКС предполагает то, что я могу наложить некие требования к опыту поставщика. В частности, в документе предусмотрено, что для исполнения государственного контракта необходим опыт участия в аналогичных проектах не менее 1 года. Оппоненты этой идеи утверждают, что такие условия усложняют процесс участия в госзаказе для молодых компаний, на что мы советуем малоопытным компаниям попробовать свои силы сначала в коммерческой сфере, и уже после этого идти в госзаказ.

В-третьих, законопроект о ФКС признает то, что цена не является основным критерием при выборе подрядчика.

Основная проблема 94-ФЗ в том, что цель закона не соответствует его содержанию. Например, одной из целей действующего закона является эффективное расходование бюджетных средств. Определения понятия «эффективность» в 94-ФЗ нет, но оно есть в бюджетном кодексе: эффективность - это достижение наилучшего результата за выделенные средства. То есть, деньги выделены, и они должны быть использованы для достижения наилучшего результата. В чем он заключается? В оказании большего количества услуг высокого качества. Это если говорить об экономической составляющей. Также есть и социальная направленность - создание рабочих мест, повышение налогооблагаемой базы и другое. Все это в совокупности и есть эффективность. У нас же, при самом популярном способе размещения заказа - аукционе, главным параметром выбора победителя является цена: чем дешевле, тем лучше, что не всегда соответствует истине.

- Существуют 2 основные позиции по вопросу ФКС: ФАС и Минэкономразвития. К какому проекту закона вы склоняетесь больше?

- О профессионализме работников сферы госзаказа лучше прописано у ФАС, вопрос о том, кто именно должен быть исполнителем контракта - у Минэкономразвития. Тем не менее, ответов на многие вопросы нет ни в том, ни в другом проекте. Оба документа нуждаются в значительной доработке, но скорее всего, я бы предложил взять за основу закона проект Минэкономразвития.

На ФАС давит груз 94-ФЗ. Антимонопольное ведомство долго не признавало, что это не рабочий документ, пока этот факт не стал слишком очевиден. Поэтому ФАС слишком поздно начала разрабатывать свой проект закона о ФКС. Если бы она это сделала раньше, проект антимонопольной службы был бы намного выигрышнее. Тем временем, проект Минэкономразвития готовился дольше и поэтому получился более продуманным. Если бы работники ФАС признали свою ошибку вовремя и ушли от сравнений с 94-ФЗ, их документ мог быть более конструктивен и полезен для страны.

- Как вы считаете, сколько времени займет переходный период, если закон все-таки примут в этом году и насколько он будет болезненным?

- Я знаю, что закон должен вступить в силу с 2014 года. Думаю, что переходный период продлится где-то полтора года.

То, насколько процесс будет болезненным, зависит от того, кто именно будет заниматься контролем над соблюдением норм законопроекта. Сейчас необходимо создать институт менеджмента закупок и такие проекты уже рассматриваются в Правительстве.

Мое личное мнение таково: у нас нет органа, который бы проводил единую политику о государственных закупках. У нас есть отраслевые ведомства, которым поручено этим заниматься, но они соблюдают свои интересы, которые зачастую противоположны - отсюда возникает конфликт. К сожалению, простые заказчики и исполнители зачастую ощущают его на себе.

Чтобы этого не происходило, нам нужен орган власти, который бы координировал сферу государственных и муниципальных закупок, а также закупки отдельных юридических лиц, попадающих под действие закона 223-ФЗ. Если мы выстроим такую систему менеджмента, а именно создадим федеральный орган власти, занимающийся закупками, этот процесс перехода будет безболезненным и быстрым. Тем временем, государственную политику в субъектах должен проводить орган власти регионального уровня. Как правило, это можно сделать на базе уполномоченного органа, который есть почти в каждой области.

Отвечая на вопрос о контрактной службе, скажу, что заказчики должны будут создавать такие службы в зависимости от объемов закупочной деятельности. Например, в больших организациях целесообразно иметь эту службу, в компаниях поменьше лучше иметь контрактного управляющего, а в маленьких организациях - отправлять вопросы закупочной деятельности на аутсорсинг.

- Сравнивая работу Управления по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области, с работой подобных ведомств из других регионов, можно ли назвать нашу область передовой в сфере госзаказа? Можете ли вы привести какую-нибудь статистику достижений Управления?

- Все зависит от того, про какие именно показатели вести речь. Сравнивая деятельность нашего Управления с какими-то отдельными субъектами РФ, могу сказать, что у нас сравнительно мало нарушений на единицу проведенных торгов. Возможно, это обусловлено тем, что в Нижегородской области сфера размещения заказа довольно-таки централизованна.

Когда этим вопросом занимаются профессионалы, понятно, что количество ошибок уменьшается. Также, Нижегородская область является передовой в части обеспечения лекарственными средствами. У нас торги проводились не в форме аукциона, а в форме конкурса. Это вызвало споры и дискуссии на эту тему с контрольными органами, мы судились 2 года и все-таки отстояли оправданность такой схемы. Теперь, все больше субъектов РФ используют конкурс, как способ размещения заказа на обеспечение лекарственными средствами. Сейчас, сравнивая результаты с теми субъектами, где проводились аукционы, мы видим, что наши показатели эффективности закупок лучше. К слову, в Нижегородской области впервые была применена такая форма размещения заказа, как биржевые торги. Сама по себе такая модель сейчас и заложена в ФКС. Она заключается в том, что при размещении заказа мы выбираем исполнителя проекта, а дальше публично закупаем продукцию для реализации этого проекта. В данном случае, публичными как раз и будут электронные (биржевые) торги.

- Кроме общероссийских проблем, какие проблемы в сфере госзаказа можно выделить именно в Нижегородской области?

- На данный момент, основная проблема нашей области - это отсутствие такого ресурса, который бы информировал всех о том, что происходит в системе государственных закупок. У нас нет открытого информационного ресурса, где можно посмотреть элементарные вещи. Конечно, есть ООС, но при просмотре этого сайта зачастую возникает больше вопросов, чем ответов.

Федеральная контрактная система как раз подразумевает, что при планировании бюджета мы будем контролировать то, на что именно мы тратим деньги. Будет сформирован план о том, что нужно закупить. Потом сформируется сумма, которую необходимо потратить. Далее рассматривается вопрос: хватит ли доходной части на эту сумму? Скорее всего, нет, и тогда возникнет новый вопрос: что будем урезать? Мы должны понимать, что именно мы убираем: либо объемы, либо цели. Очень важно, чтобы весь этот процесс должен быть публичен. Если вся эта система будет видна, тогда мы будем понимать, за что депутаты голосуют при принятии бюджета, и на что конкретно уходят эти деньги.

- Сергей Владимирович, хотелось бы спросить про централизацию закупок. Какие минусы и плюсы вы можете выделить в этом процессе, и стоит ли, например, «маленьким» заказчикам давать какую-нибудь свободу в плане закупок?

- Я думаю, что это скорее вопрос логистики. Система должны быть комплексной. Здесь имеет место быть разумный подход, который необходимо распределять по видам товаров, то есть, какие-то виды товаров можно централизовать, а с какими-то видами это делать нецелесообразно. Например, закупку скоропортящихся товаров, которые поставляются ежедневно, нет смысла централизовывать. Если же речь идет о вещах, которые вообще не производят в области, тогда думаю, что определенный смысл в централизации закупок в этом случае есть.

Закупки должны осуществляться на разных уровнях: например, на уровне ведомств или на федеральном уровне. В частности, сейчас существует Федеральное агентство по Рособоронзаказу. Следующее подобное ведомство, которое я бы предложил создать - агентство по закупке медицинского оборудования. В этом случае в регионах не было бы разницы в цене на эту продукцию. При таком единообразии значительно снизилось бы количество уголовных дел и нарушений в области закупок.

- Ни для кого не секрет, что в последнее время вся сфера госзаказа подвергается жесткой критике. Как этого избежать? Что нужно сделать для того, чтобы поддержать имидж отечественного госзаказа?

- В первую очередь, нужно давать меньше поводов для толкований. Сфера госзаказа должна быть открыта для простых людей. Далее, люди, работающие в системе, должны быть профессионалами своего дела и дорожить своей работой. И.В. Кузнецова на одном из своих выступлений называла количество специалистов по госзакупкам, подготовленных ВШЭ за все время ее существования. Их было не мало. И где они все? Сейчас существует большая кадровая текучка таких специалистов. Люди устраиваются на работу на 2-3 месяца и уходят. Отсюда и идут ошибки в этой сфере.

К сожалению, сейчас нет как такового стимулирования молодых сотрудников. Если человек видит, что на него ложатся только нагрузка и ответственность и это не поощряется, он уходит в другое ведомство. Поэтому, в первую очередь, нужно ценить хороших работников.

- А как вы мотивируете своих сотрудников?

- Мотивация нашей работы состоит в интересе к ней и в понимании важности того, что ты делаешь. Наши люди - это профессионалы с широчайшим кругозором. Самое главное в нашей работе - это разобраться с предметом закупки, и специалисты нашего управления зачастую разбираются в нем лучше, чем сами заказчики. У нас люди видят результат своих действий. Знания наших работников универсальны и многие обращаются к нам за советами в самых различных областях.

Фото - kuriermedia.ru


Добавлено: 2012-06-27 | Просмотров: 4965

Комментарии:

Ваше имя:*
Код подтверждения:* (Для обновления картинки кликните по ней.)

Поиск

Календарь

<< апрель 2024 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
- семинар

Ваш баннер

Чтобы увидеть flash-ролик установите последнюю версию плеера с сайта adobe.com

Ваш баннер

Ротатор

Новости