2024-03-29  Пт

(831) 215-12-18

08:00 - 19:00

Форум госзаказ 2013

Новости и аналитика

Обсуждение крупных закупок в Госдуме: за и против

Обсуждение крупных закупок в Госдуме: за и против

По сообщению «Известий», Минфин раскритиковало концепцию предварительного обсуждения крупных закупок от 1 млрд рублей, предложенную Минэкономразвития. Ведомство А.Г. Силуанова (на фото) направило свои предложения в Министерство экономического развития и правительство РФ.

Согласно концепции Минэкономразвития, обсуждения госзакупок дороже 1 млрд рублей необходимо проводить в три этапа. На сайте zakupki.gov.ru будут публиковаться комментарии к закупке, по которым потом будет составляться протокол обсуждения. Комментарии можно оставлять по вопросам целесообразности тендера, обоснованности начальной цены контракта и положений конкурсной документации о закупке. Первый этап общественного обсуждения проходит в режиме реального времени на сайте, завершается за 15 дней до окончания приема заявок на участие в торгах. За ним следует второй этап, который длится четыре дня, а затем — третий (не позднее, чем за 10 дней до окончания приема заявок).

Министерство финансов не согласно с подобной схемой, отмечая, что она приведет лишь к выборочному обсуждению крупных закупок — только в случае возникновения у общественности вопросов по ним. В подтверждение этого довода приводится статистика: с 1 апреля по 1 июля 2012 года к обсуждению было предложено 135 торгов, и 70,4% из них остались без вопросов общественности. Между тем обсуждения требуют все крупные закупки, считают в ведомстве г-на Силуанова.

Еще один его контраргумент для Минэкономразвития сводится к тому, что на сайте zakupki.gov.ru — неудобный интерфейс. Подраздел «Общественное обсуждение закупок» находится в разделе «Форум», а сведения о торгах — в графе «Информация для заказчика и поставщика». Оба раздела никак не связаны между собой, что не позволяет оперативно ознакомиться с техническими параметрами закупки и начальной ценой контракта.

А.Г.Силуанов

Кроме того, в Минфине отмечают, что с подачи Минэкономразвития заказчик должен за четыре дня направить в ФАС сводный протокол (все поступившие вопросы о закупке и ответы на них). Ведомство Игоря Артемьева, в свою очередь, дает экспертное заключение и направляет его заказчику. В Минфине напоминают, что оно должно содержать анализ закупочной документации в соответствии с требованиями закона о размещении заказов и антимонопольного законодательства. Между тем в анкете участника торгов есть вопросы о нецелесообразности закупок. Поэтому неясно, как ФАС будет готовить экспертное заключение об обоснованности ответов заказчиков на вопросы о нецелесообразности закупок, отмечают в ведомстве Силуанова.

По итогам общественного обсуждения (третий этап) заказчик, согласно концепции Минэкономразвития, готовит и согласовывает со всеми участниками слушаний итоговый протокол, содержащий окончательное решение (внести изменения в документацию о торгах, отказаться от размещения заказа или оставить закупочную процедуру без изменений). При этом по закону «О размещении заказов...» от 21 июля 2005 года, заказчик вправе внести изменения в документацию не позднее чем за пять дней до окончания подачи конкурсных заявок. Отказаться от проведения торгов заказчик может только за 10–15 дней до окончания подачи заявок (если он не уложится в срок, опоздав на те же 5–10 дней, аукцион состоится). В ведомстве Силуанова отмечают, что подобный механизм несет риски формального подхода к публичному обсуждению закупок: необходимо за ограниченный период времени собрать группу экспертов, представителей общественности и органов власти, обсудить с ними вопросы нецелесообразности размещения заказа и начальной цены контракта, оценить положения конкурсной документации, комментарии заказчика на поступившие вопросы, согласовать итоговый протокол и реализовать решения, указанные в нем.

Оценивать предложенные механизмы общественного обсуждения крупных закупок преждевременно, считают в Минэкономразвития. В ведомстве отметили, что сайт будет совершенствоваться, а внесение в закупочную документацию изменений, продлевающих сроки подачи заявок, — нормальная практика.

Минфин решил поучаствовать в разработке «закупочной» концепции с рядом идей. Ведомство предлагает выносить крупные закупки на обсуждение в Госдуме — до принятия федерального закона о бюджете на очередной год. В рамках парламентских слушаний министерство предлагает приглашать главных заказчиков «дорогих» контрактов для отчета о своих тендерах. К дискуссии Минфин намерен подключить журналистов, общественные объединения, а также поставщиков и исполнителей, заинтересованных в таких контрактах. Сами заказчики, министерства и другие госструктуры обязаны будут показать депутатам всю конкурсную документацию и обосновать проведение конкурсов. Минфин хочет от них доказательств соответствия закупок профильным госпрограммам, а также реальности представленной министерствами цены контрактов с обзорами рынков и технологий. Только после одобрения депутатами контракта он может быть размещен. Результаты парламентских слушаний ведомство предлагает публиковать на сайте госзакупок.

В Минэкономразвития согласны с тем, что обсуждать крупные закупки лучше до принятия бюджета.

— Такое общественное обсуждение (до принятия закона о федеральном бюджете при обосновании бюджетных ассигнований распорядителями) не противоречит концепции и в целом одобряется, — пояснили в Минэкономразвития.

Но предложение Минфина в целом в ведомстве не поддерживают.

— Учитывая объем заказов с максимальной ценой контракта свыше 1 млрд рублей, обсуждение их в Государственной думе в течение года может представляться затруднительным, — считают в Минэкономразвития.

В год, по данным Федеральной антимонопольной службы, проводится более 340 тендеров стоимостью свыше 1 млрд рублей.

К тому же в разработанной концепции уже предусмотрено проведение общественных слушаний с приглашением для участия в них неограниченного круга лиц, в том числе представителей СМИ и подрядчиков. В Минэкономразвития настаивают, что их подход позволит заказчикам представлять к размещению детально проработанную документацию, так как концепцией предусмотрено проведение общественного обсуждения в течение всего года, непосредственно перед размещением заказа.

Автор проектов по открытому государству OpenGovData Иван Бегтин считает, что и концепция Минэкономразвития, и идея Минфина нуждаются в дальнейшей доработке. Он предлагает, чтобы в комиссии по обсуждению закупок от 100 млн рублей входили представители общественных советов, представители антикоррупционных комитетов.

— А то сейчас складывается практика, что на комиссии все голосуют единогласно, нужно ее ломать, — отмечает он. — Нужна видеозапись трансляции заседаний комиссии. Кроме того, модель публичного обсуждения закупок не накладывает никаких обязательств и в то же время дает больше полномочий Федеральной антимонопольной службе (ведомство Артемьева не обязано следовать замечаниям экспертов). Они скорее будут инструментом ФАС для проведения собственной политики, а не реализации потребностей граждан.

— Аудитом госконтрактов должны заниматься профессиональные аудиторы, — полагает начальник аналитического управления Банка БКФ Максим Осадчий. — А мотивировать аудиторов можно несколькими процентами от суммы контракта в случае выявления ими каких-либо существенных изъянов. Овчинка стоит выделки, ведь откаты по госконтрактам достигают десятков процентов.


Источник - izvestia.ru


Добавлено: 2012-08-23 | Просмотров: 4108

Комментарии:

Ваше имя:*
Код подтверждения:* (Для обновления картинки кликните по ней.)

Поиск

Календарь

<< март 2024 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
- семинар

Ваш баннер

Чтобы увидеть flash-ролик установите последнюю версию плеера с сайта adobe.com

Ваш баннер

Новости