2024-03-29  Пт

(831) 215-12-18

08:00 - 19:00

Форум госзаказ 2013

Новости и аналитика

Что ждать от ФКС?

Что ждать от ФКС?

Сфера государственного заказа подвержена процессу многочисленных изменений. Только за последние 10 лет вступило в силу множество нормативных актов, посвященных этой области экономики. Безусловно, самым значимым документом, регламентирующим закупочную деятельность в нашей стране, является 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Но в последнее время все чаще в различных информационных ресурсах встречается упоминание об альтернативе этому закону - Федеральной контрактной системе (ФКС), которая в самом ближайшем времени должна заменить 94-ФЗ.

20 июня 2012 года на пленарном заседании Госдумы в первом чтении был принят правительственный проект закона о ФКС. Второе чтение законопроекта запланировано на осень 2012 года, после чего система государственных закупок РФ еще на один шаг приблизится к радикальным изменениям.

Как и любое новшество, федеральная контрактная система вызывает множество споров и опасений. Некоторые эксперты отмечают, что именно ФКС является самым важным законом 2012 года, так как ее принятие повлияет не только на работу всех государственных учреждений страны, но и на каждого гражданина РФ. Несмотря на это, многие заказчики и поставщики до сих пор практически ничего не знают о том, какие конкретно изменения ждут сферу госзаказа.

Во-первых, ФКС предусматривает наличие новых способов размещения заказа, не прописанных в 94-ФЗ, таких как запрос предложений, конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс.

Согласно законопроекту, при запросе предложений информация о проведении закупочной процедуры сообщается неограниченному кругу лиц, а победителем объявляется участник размещения заказа, представивший окончательную оферту, которая наилучшим образом удовлетворяет потребностям заказчика.

После проведения двухэтапного конкурса, победителем объявляется лицо, участвующее в двух этапах его проведения и предложившее лучшие условия исполнения контракта. На первом этапе такого конкурса участники представляют первоначальные конкурсные заявки, содержащие предложения в отношении объекта закупки без указания цены контракта. На втором этапе конкурса участники предоставляют окончательные конкурсные заявки уже с указанием цены контракта.

И наконец, в конкурсе с ограниченным участием информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц, но победителем такого конкурса объявляется участник, предложивший не только лучшие условия исполнения контракта, но и прошедший предквалификационный отбор.

В данный момент законопроект находится на рассмотрении в Государственной ДумеПо сути, эти новшества призваны не только разнообразить способы размещения заказа, но и снизить коррупцию в сфере госзакупок. Что из этого получится на деле, можно будет сказать несколько позже. Как известно, нынешний закон о госзакупках не сильно отличался разнообразием способов закупок. Это приводило к тому, что заказы из различных областей экономики размещались практически по единому принципу, что явно не способствовало эффективной работе заказчиков и поставщиков. Другими словами, требования, которые хороши для размещения заказов в области медицины, не всегда действенны и оправданы в области культуры. С другой стороны, в свое время такие способы размещения заказа, как аукцион и конкурс также преследовали благие цели – снижение уровня коррупции и блокирования к продвижению «своих» компаний. К сожалению, за несколько лет действия 94-ФЗ ни ту, ни другую проблему устранить так и не удалось.

Во-вторых, сфера государственного заказа будет ориентирована исключительно на профессионалов. Таким образом, предполагается, что размещением заказов в РФ будут заниматься высококвалифицированные специалисты. На практике это должно быть реализовано следующим образом: у наиболее крупных заказчиков, объемы закупок которых в соответствии с планом-графиком закупочной деятельности (на финансовый год) составляют более 100 млн. рублей, размещением заказов будет заниматься контрактная служба, у остальных заказчиков – контрактный управляющий.

Наверное, именно такого требования к заказчикам и не хватало существующему 94-ФЗ. Люди, хорошо знакомые со сферой госзакупок, могут рассказать о том, как часто даже в крупных государственных и муниципальных учреждениях размещением заказов занимаются бухгалтеры, юристы и другие служащие, как говорится «в нагрузку». Безусловно, такой подход приводит к ряду ошибок и проблем в этой сфере.

В-третьих, в законопроекте о ФКС предполагается, что при выборе поставщика заказчику следует обращать внимание не только на то, что и как поставляет победившая компания, но и на то, кем именно она является и каков ее опыт в аналогичной сфере. То есть, одним из критериев оценки заявок будет являться квалификация участника процедуры.

Можно сказать, что и данное новшество преследует довольно-таки благородные цели: оно должно уберечь госзаказ от большого количества фирм – «однодневок». Несмотря на это, многие компании опасаются за то, что участвовать в процедурах станет еще сложнее и, руководствуясь подобным требованием, заказчику легче будет выбрать «своего» контрагента.

В-четвертых, одним из основных принципов федеральной контрактной системы является открытость закупочной деятельности. В законопроекте предусмотрено создание единой информационной системы, из которой можно будет узнать все данные о любом государственном или муниципальном заказе. На первый взгляд, подобное нововведение имеет только положительную окраску, но многие эксперты отмечают, что на создание подобного информационного ресурса будет потрачено огромное количество средств, так же, как и в свое время — на печально известный сайт для размещения заказов zakupki.gov.ru. При этом неизвестно, насколько рационально будут потрачены эти средства и будет ли новая система работать лучше, чем предыдущий сайт. Кроме того, ФКС предусматривает право на осуществление общественного контроля над соблюдением норм закона. Именно это нововведение должно порадовать последователей дела Навального, которым значительно легче станет искать нечистых на руку чиновников, желающий обогатиться за счет бюджета.

По сути, это и есть основные новшества ФКС. Безусловно, в законопроекте предусмотрен ряд и других нововведений, но гораздо менее масштабных, чем вышеописанные инновации.

Итак, новый законопроект во многом дублирует прежний Федеральный закон «О размещении заказов…» 94-ФЗ. В кругах профессионалов госзаказа, именно федеральная контрактная система вызывает большое количество споров и противоречивых мнений. По сути, люди, так или и иначе связанные с госзаказом, разделены на два противоборствующих лагеря. По мнению тех, кто полностью поддерживает законопроект, Федеральная контрактная система является прорывом не только для сферы госзакупок, но и для всей экономики страны в целом. Также есть и другая точка зрения тех, кто выступает против федеральной контрактной системы, считая, что новый закон только усилит коррупцию и сумятицу в аппарате чиновников. Скорее всего, узнать, кто прав, можно будет только тогда, когда законопроект вступит в силу и проработает несколько лет.

Что и говорить о простых «смертных», если даже высшие инстанции до сих пор не могут договориться о том, в каком именно виде закон должен выйти в свет. Министерство Экономического Развития (МЭР), формально назначенное ответственным за разработку новых правил размещения госзаказа, предложило свою концепцию ФКС, раскритикованную Федеральной Антимонопольной Службой ФАС, Министерством Финансов, генеральной Прокуратурой.

Вместе с этим, и Минэкономразвития и ФАС подготовили два отдельных проекта закона о ФКС. Стоит отметить, что оба документа имеют ряд весомых отличий, поэтому сейчас трудно сказать, в каком именно виде начнет работать законопроект о ФКС. Попробуем бегло ознакомиться с основными разногласиями двух госучреждений:

  • различия в законопроектах начинаются уже в определении принципах, на которых должна основываться ФКС. В документе Минэкономразвития такими принципами являются: открытость (прозрачность), конкуренция ФКС, профессионализм заказчика, единство ФКС, ответственность за результативность обеспечения нужд заказчика и эффективность расходования бюджетных средств. Документ Федеральной антимонопольной службы содержит указание на такие принципы, как обеспечение экономического пространства, эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти, предотвращение коррупции и гласности и прозрачности размещения заказов;
  • проект закона о ФКС по версии ФАС отдельно не предусматривает такое понятие, как «общественный контроль». Одновременно, проект МЭР указывает на то, что общественный контроль может осуществляться самостоятельно гражданами, общественными объединениями граждан, общественными объединениями граждан и юридических лиц, а также объединений юр. лиц;
  • законопроект ФАС настаивает на сохранении Общероссийского сайта zakupki.gov.ru, как федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей размещение информации о закупочной деятельности, тогда как в проекте МЭР предусмотрено создание единой информационной системы для информационного сопровождения ФКС;
  • оба законопроекта предусматривают ведение различных видов реестров в ФКС, таких как реестр контрактов, реестр недобросовестных поставщиков и реестр банковских гарантий. Различными являются реестр недобросовестных заказчиков, предусмотренный лишь в проекте МЭР, а также реестр поручительств и выданных поручительств и реестр добросовестных поставщиков, предусмотренный в проекте ФАС;
  • в проекте МЭР прогнозирование и планирование в рамках ФКС состоит из нескольких этапов: 1) сводный прогноз закупок; 2) план закупок; 3) планов-графиков осуществления закупок. Тогда как в проекте ФАС предусмотрен единственный этап – размещение на ООС планов-графиков размещения заказов;
  • в вопросе централизации закупочной деятельности ведомства также не пришли к единому решению. Проект МЭР говорит о том, что возможно создание уполномоченных и специализированных органов, которыми могут быть: федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления и казенное учреждение. ФАС предусматривает создание лишь уполномоченных органов. При этом размещение заказов должно осуществляться только уполномоченными органами. Заказчики могут самостоятельно заключать лишь контракты и договоры;
  • таким образом, в проекте ФАС нет таких понятий, как «контрактная служба заказчика» и «контрактный управляющий», которые есть в проекте МЭР. Их функцию как раз и исполняют уполномоченные органы.
  • способы размещения заказа в законопроекте ФАС остались аналогичными. По сравнению с 94-ФЗ, тогда как МЭР предусматривает наличие новых способов, таких как запрос предложений, конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс;
  • проект МЭР указывает только на 2 способа исполнения контракта: безотзывную банковскую гарантию и внесение денежных средств. Тогда как в проекте ФАС предусмотрено все способы обеспечения исполнения контракта, указанные в 94-ФЗ, в том числе и договор поручительства;
  • ответственность за нарушение законодательства о ФКС у двух ведомств также различна: если ФАС полностью использует существующие меры наказаний, то Минэкономразвития вводит принципиально новые понятия. А именно: персональная ответственность работников контрактной службы (контрактного управляющего), ответственность оператора электронной площадки за разглашение информации, полученной ими в ходе проведения электронных аукционов, а также ответственность надзорного и контрольного органов за решения, отмененные по решению суда;
  • помимо этого, в проекте ФАС отдельно не предусмотрены такие понятия, как аудит и надзор ФКС, указанные в проекте МЭР.

Безусловно, вышеперечисленные отличия проектов – это лишь часть расхождений во мнениях двух ведомств. Первое, что можно заметить при изучении этих документов - это то, что законопроект, предложенный Федеральной антимонопольной службой более консервативен, чем у Минэкономразвития, и он сильно схож с предыдущим 94-ФЗ. До принятия в Госдуме Федеральной контрактной системы достаточно трудно сказать, чей проект правительство возьмет за основу нового закона, хотя многие эксперты делают ставку именно на проект Минэкономразвития.

А. Навальный

При всех своих новшествах и различных плюсах, ФКС вызывает и множество опасений. Например, известный общественный деятель и по совместительству руководитель проекта «Роспил» А. Навальный считает, что «принятие ФКС приведет к бардаку и коррупции, по сравнению с которыми нынешний бардак и коррупция покажутся цветочками». (Источник- navalny.livejournal.com). Тем не менее, новый закон вызывает опасения и у государственных чиновников, считающих, что необходимо очень плавно перейти на новую систему закупок, иначе всю систему госзаказа может настигнуть коллапс. К примеру, руководитель Управления контроля за размещением госзаказа ФАС России М. Евраев отмечает, что «раньше было много критики 94-го закона, однако при сравнении сФКС критики стало существенно меньше». (Источник - mk.ru)

В итоге, можем ли мы сейчас полностью ответить на вопрос: что же такое Федеральная контрактная система? Вероятнее всего, нет. Сейчас существует лишь несколько проектов закона и подзаконных актов, требующих значительных поправок и доработок. Пока мы можем только догадываться, что же конкретно будет представлять собой данный законопроект, и в каком именно виде он предстанет через какое-то время перед заказчиками и поставщиками России.

Пока мы можем только предполагать, сколько времени займет так называемый «переходный период» от 94-ФЗ к ФКС, и насколько болезненным он будет.

В настоящее время не только эксперты по закупкам, но и простые обыватели, знакомые с этой сферой, говорят о том, что правительству лучше было бы не бросаться придумывать новый закон и пытаться ввести его в действие в абсолютно «сыром» виде, а попытаться доработать уже показавший себя 94-ФЗ. Ведь, недостатки старого закона всем давно известны, и исправить их не так уж и сложно, просто внеся нужные поправки в закон и подзаконные акты.

Сейчас даже страшно представить, какое огромное количество средств будет потрачено на внедрение нового закона. Одна только единая информационная система, как говорится, встанет государству в копеечку.

Тем не менее, будем надеяться на то, что самые печальные опасения специалистов закупочной деятельности не подтвердятся и новая система все же будет эффективна. Однако сейчас тендерным специалистам можно лишь руководствоваться принципом из старой русской присказки - «Поживем-увидим».

Автор- Ксения Казанская

Опубликовано в журнале "Новости менеджмента" №6(30) 2012

managementnews.ru

Фото - uskline.ru


Добавлено: 2012-11-12 | Просмотров: 8196

Комментарии:

Ваше имя:*
Код подтверждения:* (Для обновления картинки кликните по ней.)

Поиск

Календарь

<< март 2024 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
- семинар

Ваш баннер

Чтобы увидеть flash-ролик установите последнюю версию плеера с сайта adobe.com

Ваш баннер

Новости