Копеечные победы
Наткнулся на дело двухлетней давности, связанное с демпингом участника торгов.
2010 год, Ворнеж, городская Администрация проводит открытый конкурс на проведение работ по техническому надзору за реконструкцией набережной. Победителем признаётся ООО «ТОП-Инвест», предложившая цену договора 30 копеек. Для сравнения предложения иных участников: ГОУ ВПО ВГАСУ – 5 880 000 руб., ООО «Инжсервис» – 9 272 10 руб., ОАО «ГИПРОДОРНИИ» – 8 571 744 руб., ООО «ВЭЛТ» – 8 062 688 руб., ФГУП «РОСДОРНИИ» – 8 062 700 руб., ИП – 5 880 000 руб., ЗАО «ИК «Петротрасса» – 8 520 650 руб., ООО «ЭКОТЕХ» 6,047,016 руб. Масштаб, одним словом, понятен.
Счастливый победитель конкурса приступил к исполнению контракта, однако, по мнению Заказчика, делал это с нарушением требований контакта: сдавал Заказчику неточные отчёты о работе, да ещё и несвоевременно.
Что было делать Заказчику?
После того, как предъявление претензий не привело к успеху, он вместо похода в арбитражный суд направил свои стопы в ФАС. Помятуя о весьма экстравагантном ценовом предложении ООО «ТОП-Инвест», Заказчик решил использовать нестандартный метод давления на исполнителя контракта, обратившись в ФАС с заявлением на действия ООО «ТОП-Инвест».
Вообще говоря, столь экстремальное снижение начальной цены контракта не может быть поводом ни к отклонению заявки участника, ни к каким-либо иным действиям со стороны Заказчика или комиссии. Хочет участник работать за 30 копеек -- его право. Даже если каждому очевиден факт, что добросовестно исполнить контракт за такие деньги невозможно.
У нас был похожий случай. Мы обслуживали проведение открытого конкурса на аудиторские услуги, и при начальной цене в 10 000 рублей участник предложел 1 рубль. Разгневанный оппонент "щедрого" участника направил жалобу на действия комиссии: мол нужно было отклонять заявку, заявка с такой ценой -- оскорбление и насмешка и т.п. Это всё лирика, комиссия и победитель правы -- был ответ.
Также и здесь. У Заказчика было лишь два пути: арбитраж или заявление о недобросовестной конкуренции. Он выбрал второй.
Согласно пункту 7 статьи 4 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 135-ФЗ «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Как видно, терминология весьма нечёткая. Обращаю Ваше внимание на то, что поводом для разговоров о недобросовестной конкуренции стало нарушение ООО «ТОП-Инвест» условий исполнения контракта. Выполняй участник работы в срок и без ошибок -- наказать за демпинг было бы куда сложнее, если вообще возможно.
В решении УФАС по Воронежской области значится:
...Комиссия признает, что действия ООО «ТОП-Инвест», заявившего заведомо нереальную цену контракта — 0,3 рубля, являются актом недобросовестной конкуренции, так как направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат принципам добропорядочности, разумности и справедливости, носят реальную возможность наступления негативных последствий для других участников конкурса в виде причинения убытков и обладают такой потенциальной возможностью, так как по результатам конкурса ответчик стал победителем..."
Подобное утверждение звучит довольно странно. Особенно занятно о "возможности наступления негативных последствий для других участников конкурса". Да уж, кто-то обязательно в конккурсе должен был проиграть, и это, безусловно, негативно.
Забавно выглядит и предписание:
... 1. Обществу с ограниченной ответственностью «ТОП-Инвест» ... в десятидневный срок с момента получения настоящего предписания:
- прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции»;
- при участии в конкурсах не допускать действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства РФ, а именно: не допускать указания в конкурсных предложениях заведомо невыполнимых (недостоверных) сведений о цене контракта..."
Каким образом участник сможет прекратить нарушение, непонятно: заявка подана, результаты подведены, цену уже не поменять. Второй пункт предписания выглядит как "а-та-та по попе".
Одним словом, демпинг будет, пока будет госзаказ. Решение УФАС неоднозначное, на мой взгляд.
Добавлено: 2012-09-18 |
Просмотров: 4497
Комментарии: