2024-04-30  Вт

(831) 215-12-18

08:00 - 19:00

Форум госзаказ 2013

Новости и аналитика

Как у соседей?

Как у соседей?

Рынок государственных закупок товаров и услуг является одним из самых ёмких сегментов экономики Украины. По данным Госкомстата Украины, общий объем закупок различных государственных органов и предприятий в 2009 году составил более 105 млрд. грн. Непрозрачность и несовершенное законодательство в сфере госзакупок компенсируется значительным объемом и относительной стабильностью рынка, что делает получение государственного контракта одним из наиболее оптимальных путей реализации продукции предприятий.

Ведущими госзаказчиками в Украине являются крупнейшие государственные монополи, такие как НАК "Нафтогаз", ДП "Укртрансгаз", НАК "Энергоатом", НЭК "Укрэнерго", ГП "Укрзализниця", ГСАДУ "Укравтодор", ОАО "Укртелеком" и пр., а также органы исполнительной власти (Министерство обороны Украины, Министерство здравоохранения, Министерство образования и науки, муниципальные органы и пр.). Наибольший объем рынка закупок для государственных нужд занимают тендеры на строительство и ремонт, а также тендеры на поставку промышленного оборудования и различных комплектующих для предприятий.

После отмены в 2008 г. скандального Закона про тендеры, принятого в 2000 г., проведение государственных закупок в Украине регулируется Постановлением Кабинета министров от 17 октября 2008 р. N 921. Проект нового тендерного закона был принят парламентом в феврале 2010 г., но был ветирован Президентом Украины с требованием внести в него соответствующие изменения. Можно предположить, что тендерные процедуры в 2010 г. претерпят еще ни одни изменения.

Открытые торги.

В случае открытых торгов в тендере могут принять все заинтересованные физические и юридические лица, тендерные предложения которых соответствуют требованиям тендерной документации.

Торги с ограниченным участием.

В данном случае в тендере могут принимать участие только те участники, которые приглашены заказчиком принять участие в процедуре закупки. Данный механизм государственных закупок применяется в случае, когда товары, работы или услуги в силу их сложного или специализированного характера могут быть предложены ограниченным количеством участников. Применение процедуры торгов с ограниченным участием должно согласовываться с Министерством экономики Украины (уполномоченный орган, ответственный за проведение тендеров), кроме случая проведения предварительной квалификации участника.

Двухэтапные торги.

Данный вид торгов применяется в случае, если заказчик не может составить конкретный перечень товаров (работ) или определить вид услуг, а также, если для принятия оптимального решения про закупку необходимо провести предварительные переговоры с участниками. Кроме того, процедура двухступенчатых торгов применяется в случае сговора участников, при выполнении некоторых видов строительных и научных работ.

На первом этапе всем участникам предлагается подать предварительные тендерные предложения без указания цены. Тендерная документация должна предусматривать только предложения относительно технических, качественных и других характеристик предмета закупки, условия поставки, подтверждение профессиональной и технической компетентности участников и их соответствия квалификационным условиям.

Заказчик проводит переговоры с участниками, по результатам которых заказчик имеет право внести изменения в тендерную документацию относительно технических условий и требований к качеству предмета закупки или предложить новые характеристики и критерии оценки предложений с уведомлением всех участников во время предоставления им приглашений к участию во втором этапе торгов.

На втором этапе заказчик предлагает участникам, предварительные тендерные предложения которых не были отклонены на первом этапе, подать окончательные тендерные предложения с указанием цены. После этого, участники, тендерные предложения которых не были отклонены на первом этапе, для участия во втором этапе торгов предоставляют Вісник державних закупівель" и дублируется на официальном сайте государственных закупок Министерства экономики Украины https://tender.me.gov.ua. Заказчик не имеет право проводить торги до размещения информации на указанных ресурсах, кроме случаев проведения торгов с ограниченным участием, запросом ценовых предложений (котировок) и закупки у одного участника. Кроме того, существуют ряд платных сайтов тендеров, предоставляющих подобную информацию (ua-tedners.com, tendery.ua).

В случае возможности принятия участия в тендере иностранными участниками, объявление о запланированных торгах размещается на английском языке в международном издании "Бюллетень тендеров Украины" (Ukrainian Tender Bulletin). Объявление о проводимых тендерах публикуется в международном издании в случае, если ожидаемая стоимость предмета закупки превышает сумму, эквивалентную: для товаров - 200 тыс. евро; для услуг - 300 тыс. евро; для работ - 500 тыс. евро.

Хотим обратить Ваше внимание на важный момент в украинском тендерном законодательстве: закупка товаров, работ и услуг осуществляется у отечественных производителей или их представителей, дилеров и дистрибютеров. У иностранных участников или их представителей закупка осуществляется в случае, если товары, работы или услуги не производятся на территории Украины.

Портал Центра Сопровождения Государственных Закупок tenderhelp.net предоставляет Вам возможность доступа к информации про все объявленные государственные тендеры бесплатно. Кроме того, вы можете ознакомиться с результатами проведенных торгов. База тендеров Украины удобно распределена по тематическим рубриками с возможностью выбора русского, украинского или английского языков вывода объявлений. На сайте tenderhelp.net предусмотрена возможность подписки на рассылку портала согласно выбранных Вами критериев (Тендеры Киева, Донецка, Днепропетровска, Львова и других городов и областей), распорядитель и пр.) и получения информации об интересующих Вас тендерах непосредственно на Вашу электронную почту.

Получение тендерной документации.

После того, как Вы выбрали интересующий Вас тендер, необходимо получить детальные сведения о предмете закупки, требованиях к участникам торгов, условия проведения торгов и список документов на тендер. Все это прописывается в тендерной документации, которую Вам необходимо получить у организатора торгов (Заказчика), контактные данные которого указываются в объявлении о проведении тендера.

Структура типовой тендерной документации состоит, как правило, из следующих основных разделов:

1. объявление о торгах (тендере);

2. инструкция по подготовке тендерных предложений;

3. перечень критериев, которые выдвигаются тендерным комитетом с целью оценки соответствия участников установленным квалификационным требованиям, а также информацию про необходимость их документального подтверждения;

4. информация о характере, необходимых технических и качественных характеристиках предмета закупки;

5. перечень критериев и методику их оценки для определения наиболее экономически выгодного тендерного предложения;

6. определение основных условий, которые обязательно включаются в договор про закупку или проект договора про закупку;

7. инструкции участникам торгов относительно валюты и языка тендерного предложения, условия предоставления и возврата тендерного обеспечения, процедуры предоставления разъяснений, способ, место и конечный срок предоставления тендерных предложений, контактные лица и пр.

8. информация о дополнительных условиях, необходимых для акцепта тендерного предложения.

Подготовка тендерной документации осуществляется тендерным комитетом заказчика. Получить тендерную документацию обычно можно по почте (после отправки соответствующей заявки на участие в процедуре закупки) или непосредственно у заказчика по адресу, указанному в объявлении. Получить консультации по тендерной документации участник тендера может не позднее, чем за 5 календарных дней до окончания срока подачи тендерных предложений. Заказчик обязан предоставить ответ на запрос лица, получившего тендерную документацию, на протяжении 3-х рабочих дней.

Подготовка тендерного предложения.

Подготовка пакета документов для тендера является наиболее ответственным участком работы. Отсутствие или неправильное оформление даже одного документа может служить основанием для отклонения Вашего тендерного предложения тендерным комитетом заказчика или обжалования результата тендера конкурентами. Список необходимых документов для формирования тендерного предложения довольно обширен и требует значительного времени для его подготовки.

Тендерное предложение, подготавливаемое участником, в большинстве случаев состоит из 2 основных частей: коммерческая часть, техническая часть.

Коммерческая часть тендерной документации включает ценовую информацию, список документов, которые необходимы для подтверждения соответствия участника тендера квалификационным условиям (данные о балансовой стоимости активов, подтверждение опыта выполнения аналогичных договоров, наличие средств, оборудования и работников необходимой квалификации, подтверждение осуществления участником тендера предпринимательской деятельности согласно его Уставу и пр.), основные условия договора, тендерное обеспечение (банковская тендерная гарантия, задаток, депозит, заключение договора поручительства, страхование ответственности участника торгов и т.п. в случае, если его наличие предусмотрено тендерной документацией), справка об отсутствии у предприятия задолженности перед бюджетом, справка про отсутствие процедуры банкротства, сопутствующие документы о должностных лицах предприятия, а также остальные необходимые в соответствии с тендерной документацией документы.

Тендерная гарантия является одним из наиболее распространенных видов тендерного обеспечения, которое является страховкой организатора тендера от отказа участника-победителя подписывать договор поставки. Сумма покрытия тендерным обеспечением не может превышать 5 % ожидаемой стоимости в случае проведения тендеров на закупку товаров и услуги и 1 % в случае проведения торгов на закупку работ.

Договор страхования ответственности участника тендера (или, другими словами, страховая гарантия) является аналогией банковской тендерной гарантии и его наличие также может быть предусмотрено условиями тендерной документации. Данный вид тендерного обеспечения в последнее время набирает популярность ввиду его удобства как для участников тендера, так и для заказчиков. Обратившись к специалистам Центра Сопровождения Государственных Закупок, Вы имеете возможность оформить договор страхования в течение одного рабочего дня и с минимальным пакетом документов.

Техническая часть включает полную информацию про характеристики товаров и услуг, а также их документальное подтверждение, составленное в соответствии с тендерной документацией. Факт подачи участником тендерного предложения фиксируется заказчиком в соответствующем реестре полученных тендерных (ценовых) предложений.

Тендерное предложение необходимо предоставить заказчику в четко установленные сроки, указанные в тендерной документации в определенной форме тендерного предложения. Как правило, граничная дата подачи тендерных предложений ограничена 21 днями с момента размещения информации в "Вестнике государственных закупок", однако также распространена практика применения сокращенного (14 календарных дней) срока подачи тендерных предложений.

Определение победителя тендера.

Раскрытие тендерных предложений участников осуществляется в срок и в месте, указанными в тендерной документации. Членами Тендерного комитета объявляются наименования и адреса участников, цена каждого тендерного предложения, а также проверяется наличие всех документов, необходимость предоставления которых указано в тендерной документации.

Каждый участник (или его уполномоченный представитель) имеет право присутствовать в момент раскрытия тендерных предложений. Кроме того, участник торгов имеет право требовать от заказчика предоставление копии протокола раскрытия тендерных предложений. После того, как тендерные предложения проверились на предмет соответствия тендерной документации, проверяется правильность расчетов в тендерных предложениях и в случае выявления арифметических ошибок возможно их исправления после получения письменного разрешения от участника тендера (в случае, если данная возможность предусмотрена тендерной документацией).

Для оценки тендерных предложений и выбора победителя тендера наиболее распространенной является бальная система оценки предложений, когда определенному критерию (цена, срок поставки, качество и функциональные характеристики, послепродажное обслуживание, условия расчетов, эксплуатационные расходы и пр.) присваивается баллы, которые в итоге суммируются. Рассмотрим ситуацию на примере.

Допустим, что в тендерной документации прописано, что оценка тендерных предложений осуществляется на основе следующих критериев:

а) цена тендерного предложения;

б) условия расчетов:

в) срок поставки.

Оценка производится по следующей методике. Количество баллов каждого тендерного предложения определяется суммарно. Максимально возможная сумма баллов равняется 100.

1. Максимальное количество балов по критерию "Цена" - 80;

2. Максимальное количество балов по критерию "Условия расчетов" - 10;

3. Максимальное количество балов по критерию "Срок поставки" - 10;

Все предложения, оцененные согласно с критериями оценки, ранжируются в порядке возрастания суммарного показателя и заносятся в протокол оценки тендерных (ценовых) предложений. В случае одинакового значения суммарного показателя, победитель определяется путем голосования членов тендерного комитета. Окончательное определение победителя тендера также осуществляется Тендерным комитетом. Типовое положение про тендерный комитет разрабатывается и утверждается Министерством экономики Украины.

Акцепт тендерного предложения и заключение договора.

Заказчик акцептирует тендерное предложение (или, другими словами, принимает условия оферты), которое во время процедуры оценки и сравнения тендерных предложений определено как наиболее экономически выгодное. После этого заказчик отсылает победителю торгов сообщение про акцепт тендерного предложения. Остальным участникам направляется письменное сообщение про результаты торгов с указанием названия и местонахождения Участника-победителя, тендерное предложение которого определено наилучшим по результатам оценки. Объявление с результатами торгов также публикуется в журнале "Вестник государственных закупок" и дублируются на портале Министерства экономики Украины.

После акцепта тендерного предложения заказчик торгов и участник, который определен победителем процедуры закупки, начинают подготовку к заключению Договора про закупку. В качестве обеспечения исполнения договора заказчик торгов может прописывать в тендерной документации дополнительное обеспечение (банковская гарантия исполнения договора, депозит, договор страхования ответственности и пр.). Размер обеспечения выполнения договора про закупку не может превышать 5 % сметной стоимости работ и 10 % во время закупки товаров и услуг.

Договор про закупку заключается в письменной форме в соответствии с Хозяйственным кодексом и Гражданским кодексом Украины. Условия Договора закупки не должны отличаться от условий тендерного предложения участника процедуры закупки. Существенные условия Договора закупки не должны существенно изменяться после подписания договора до полного исполнения обязательств сторонами.

Обжалование результата тендера.

В случае если участник тендера считает, что ему причинены или могут быть причинены в дальнейшем убытки вследствие нарушения заказчиком процедуры закупки, он может обжаловать действия, бездеятельность или решения заказчика. При этом объектом обжалования не может быть сделанный заказчиком выбор процедуры закупки, а также решение заказчика про отклонение всех тендерных предложений.

Для обжалования процедуры государственных закупок участником подается жалоба, а также документы, подтверждающие факт нарушения (в случае наличия) непосредственно заказчику или в Департамент государственных закупок Министерства экономики Украины, которое является уполномоченным органом по контролю сферы государственных закупок. При этом жалоба подается в срок до 15 дней после момента совершения нарушения в процессе проведения тендера. Также жалобы не принимаются после момента заключения договора про закупку с участником-победителем. На протяжении 3-х рабочих дней после получения жалобы Минэкономики письменно подтверждает участнику факт ее регистрации.

После получения жалобы Министерство экономики или Заказчик останавливает процедуру закупки на срок, не превышающий 20 рабочих дней с момента регистрации жалобы. После истечения указанного термина заказчик может продолжить соответствующую процедуру закупки, кроме случая принятия Минэкономики в установленный срок решения про отмену торгов или признания результатов недействительными.

В течении 5 рабочих дней Минэкономики информирует заказчика, участника, который подал жалобу и участника-победителя о сути жалобы, месте и времени ее рассмотрения. В случае выявления по жалобе участника нарушение установленного порядка проведения процедуры государственных закупок Минэкономики имеет право отменить процедуру закупки, признать результаты торгов недействительными и обязать заказчика начать новую процедуру закупки.

В случае нарушения Ваших прав и процедуры государственных закупок ЦСГЗ поможет эффективно провести процедуру обжалования торгов и добиться благоприятного результата для Вашей компании.

По материалам портала tenderhelp.net.


Добавлено: 2010-08-16 | Просмотров: 4246

Комментарии:

Ваше имя:*
Код подтверждения:* (Для обновления картинки кликните по ней.)

2011-10-12 | NikSan

Упомянутый в тексте Закон о закупках в Украине был всё-таки принят.

Поиск

Календарь

<< апрель 2024 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
- семинар

Ваш баннер

Чтобы увидеть flash-ролик установите последнюю версию плеера с сайта adobe.com

Ваш баннер

Новости