2024-05-08  Ср

(831) 215-12-18

08:00 - 19:00

Форум госзаказ 2013

Боевой листок госзаказа

Боевой листок госзаказа №8


Боевой листок госзаказа

Зачастую, многие заказчики и поставщики, обнаружив некую несправедливость, возникшую при размещении того или иного заказа не знают, что именно им следует делать и куда в первую очередь нужно обратиться за помощью. Для того чтобы разобраться, каков именно должен быть алгоритм действий в подобных ситуациях и узнать статистику правонарушений в сфере госзаказа в Нижегородской области, мы обратились к прокурору отдела по надзору за исполнением законодательства по противодействию коррупции прокуратуры Нижегородской области Василькову Сергею Александровичу.

 

- Сергей Александрович, какова статистика в сфере правонарушений и преступлений в области госзакупок?


- Всего за первое полугодие 2012 года в сфере размещения государственных и муниципальных заказов прокуратурой области было проведено более 160 проверок. По их результатам было выявлено более 150 нарушений, принесено 8 протестов, 2 из которых были удовлетворены, остальные находятся сейчас на рассмотрении. Всего было внесено 100 представлений, по результатам рассмотрения которых 61 должностное лицо было привлечено к дисциплинарной ответственности. В суд общей юрисдикции заявлен 1 иск и соответственно он уже удовлетворен. Также объявлено 2 предостережения. К административной ответственности привлечено 23 физических и юридических лица.

Помимо этого, в 2012 году было вынесено 2 приговора по уголовным делам в отношении 3 лиц, хотя, стоит отметить, что эти дела расследовались и направлялись в суды еще в 2011 году. По обоим приговорам было назначено наказание в виде условного лишения свободы. К слову, практически во всех подобных случаях, государственные обвинители ориентируют суд на вынесение приговоров с дополнительным наказанием в виде лишения права занимать определенные должности на определенный период.

Так, прокурором Ковернинского района было установлено, что в 2009 году администрацией п.Ковернино заключен муниципальный контракт на строительство водопровода. Этот муниципальный контракт был якобы выполнен коммерческой фирмой, соответствующие финансовые документы были подписаны и фирме перечислены деньги в соответствии с контрактом. Однако в ходе проверки, проведенной прокурором, установлено, что фактически работы по прокладке этого трубопровода выполнялись ранее муниципальным предприятием за счет собственных средств. Коммерческая же фирма, выигравшая конкурс, никаких работ не производила. Таким образом, получилось, что бюджета фактически дважды оплатил проведенные работы. Результаты проверки прокурором направлены в следственные органы для возбуждения уголовного дела, и в дальнейшем приговором Ковернинского районного суда виновные лица - сотрудник администрации и директор коммерческой фирмы признаны виновными и им назначено наказание в виде условного лишения свободы с лишением впоследствии права занимать руководящие должности на государственной и муниципальной службе.

В этом же году Советским районным судом Г.Н.Новгорода рассмотрено уголовное дело в отношении заместителя главного врача государственного учреждения «Специализированная клиническая кардиохирургическая больница» по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 285 УК РФ. Данное уголовное дело было возбуждено по результатам проверки, проведенной прокуратурой области. Как установлено в ходе следствия, заместитель главврача при определении начальной цены контракта на закупку оборудования для больницы значительно завысил цены не него. На основании заявки, сформированной по подготовленному им техническому заданию, в Управлении по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области проведен открытый аукцион на право заключить государственные контракты на поставку расходных материалов для кардиохирургии в ГУ «СККБ».

По результатам аукциона министерством здравоохранения Нижегородской области заключено 2 государственных контракта на общую сумму 87 млн. рублей. При этом в связи с установлением необоснованно высокой наценки на расходные материалы, министерство здравоохранения Нижегородской области потеряло более чем 27 млн. рублей. Приговором суда заместитель главного врача признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.285 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года условно с лишением права занимать руководящие должности в медицинских учреждениях.

 

- Сергей Александрович, как вы считаете, насколько доказуема вина должностного лица? Какие проблемы на пути доказывания вины могут возникнуть?


- Если вести разговор о доказывании вины должностного лица, то, как правило, самое сложное в этом случае -доказать сговор между заказчиком и поставщиком.

Прежде всего, мы ориентируем сотрудников оперативных подразделений (полицию прим. ЦДИ) на то, чтобы они еще до возбуждения уголовного дела средствами оперативно-розыскной деятельности документировали все данные о нарушениях и затем уже непосредственно с этим работали.

В целом, «поймать за руку» конкретного чиновника очень тяжело, потому что при таких преступлениях очень высока латентность, и даже в случае, если у нас есть какие-то подозрения на то, что совершается преступление, доказать связь между тем или иным исполнителем заказа и лицом, которое участвует в размещении заказа, очень тяжело. Поэтому, такие уголовные дела, как правило, достаточно немногочисленны.

 

-Как известно, Федеральная антимонопольная служба обязана извещать прокуратуру в случае обнаружения признаков состава преступления в рассматриваемых ею делах. Как часто ФАС обращается к вам в таких случаях?


-      ФАС обращается к нам по мере выявления нарушений. У нас с антимонопольной службой и с другими контролирующими органами есть соответствующие соглашения о подобных обращениях.

Схема нашего взаимодействия выглядит примерно так: антимонопольная служба выявляет конкретное финансовое нарушение, затем направляет нам информацию о нем, и мы уже собираем недостающие документы, берем объяснения и т.д. Таким образом, взаимодействие с антимонопольными органами у нас налажено достаточно хорошо.

 

- А какие вообще сейчас существуют методы борьбы с преступлениями в области госзаказа?


- Большинство необходимой информации о муниципальных и государственных заказах размещено в сети интернет. Сотрудник прокуратуры, в обязанности которого входит мониторинг всех заказов, размещенных на Официальном Общероссийском сайте, ищет в таких заказах признаки нарушений и, если наши подозрения подтверждаются, мы проводим проверку, запрашиваем документы, выходим на место и т.д.

В последнее время, чаще всего выявляются нарушения, связанные с проведением процедуры закупок. Также выявлялись факты бесконкурсного размещения заказа, т.е. когда, конкурса не было вообще при наличии оснований для его проведения. В таких случаях вносится представление и, как правило, нарушение устраняется, виновные лица привлекаются к административной или дисциплинарной ответственности. При наличии признаков преступления материалы направляются в следственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Ранее, было очень распространено такое нарушение, как дробление заказа. Зачастую, должностные лица разбивали один заказ на несколько однотипных, и они уже не подпадали под конкурсные процедуры, предусмотренные законодательством. К счастью, сейчас, подобные факты выявляться практически перестали.

В основном, работу прокуратуры в области проверок муниципальных и государственных заказов можно назвать плановой. Внеочередные проверки проводятся только тогда, когда поступает какая-то конкретная информация по жалобам или по определенным заданиям.

Помимо этого, на территории Нижегородской области было выявлено несколько фактов сговора между несколькими исполнителями заказа. Условно говоря, на аукцион приходят 5 фирм, одна из которых реальная и хочет выиграть торги, а четыре фирмы подставные. Людям, которые хотят работать поступает предложение -либо вы нам платите определенную сумму, скажем 10% от заказа, и мы не участвуем в конкурсе, либо мы снижаем цену настолько, что вам будет просто невыгодно работать. Здесь чиновники уже не задействованы, такие преступления не носят явного коррупционного характера.

Такой сговор происходит тет-а-тет и внешне ситуация, обычно, выглядит вполне легально. К сожалению, как правило, коммерсанты не обращаются к нам в этих случаях, а пытаются решать свои проблемы самостоятельно.

 

- Имеет ли прокуратура какое-то отношение к контролю исполнения контракта? Может ли она отследить нарушения именно на этой стадии?


 - Больше всего нарушений, которые связаны с коррупцией происходят именно на стадии исполнения заказов. Это касается не только исполнения государственных или муниципальных контрактов, но и контрактов, например, по ремонту жилых домов, которые заключаются управляющими компаниями. Мы следим за законностью заключения и исполнением и таких
контрактов.

Выявляются прокурорами и факты некачественного выполнения работ или не выполнения их вообще. Зачастую, чиновники оправдывают свои действия по подписанию актов приема-передачи работ тем, что им необходимо потратить деньги в период до окончания финансового года, потом частная фирма, получившая эти деньги, все равно доделывает работы, за которые уже получены деньги. Однако подобное «добросовестное» отношение к своим обязанностям со стороны коммерсантов встречается не всегда, в результате чего бюджетну наносится ущерб.

В частности, у нас выявлялись факты некачественного выполнения работ по контракту. К примеру, в Автозаводском районе был заключен контракт на ремонт больницы, после чего работы подрядчиком были выполнены не до конца, но деньги ему уже были выплачены, а работы приняты. Прокуратура внесла постановление в следственные органы и было возбуждено уголовное дело, которое сейчас находится в производстве.

 

-   Что нужно сделать недовольному участнику размещения заказа, если он заметил какие-то нарушения при размещении заказа или при исполнении контракта? Какие меры ему следует предпринять, и будут ли они эффективны?


- Все зависит оттого, на какой стадии происходит нарушение. Если заказ уже размещен и торги состоялись, то недовольному участнику размещения заказа я бы порекомендовал обжаловать действия тех или иных лиц в суде, одновременно можно обратиться в прокуратуру.

В случае, если нарушения допускаются на стадии проведения аукциона, я бы посоветовал обращаться непосредственно в прокуратуру. Если нет возможности официального обращения с жалобой, можно сообщить о правонарушении на телефон доверия, который есть у нашего ведомства (№423-33-23).

 

                                                                                                                                                                                                       Госзаказ. Просто и Эффективно

Добавлено: 2012-09-11 | Просмотров: 4491Скачать этот выпуск

Выпуск № - перейти или скачать.

Поиск

Календарь

<< май 2024 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
- семинар

Ваш баннер

Чтобы увидеть flash-ролик установите последнюю версию плеера с сайта adobe.com

Ваш баннер

Ротатор

Новости