2024-05-19  Вс

(831) 215-12-18

08:00 - 19:00

Форум госзаказ 2013

Боевой листок госзаказа

Боевой листок госзаказа №9

Боевой листок госзаказа

Вопросы в сфере образования уже давно являются одной из ключевых проблем для российского общества. Область государственных закупок тому не исключение. Зачастую, многие заказчики и поставщики просто не знают, где можно получить хорошее образование по специальности в сфере госзаказа. На данную тему мы решили пообщаться с деканом факультета повышения квалификации Нижегородского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ  Анной Вадимовной Руденко.

 

-Анна Вадимовна, есть ли в вашем ВУЗе отдельный факультет или кафедра, где готовят специалистов в области закупок?


- На сегодняшний день в Российской академии народного хозяйства государственной службы (РАНХиГС) при Президенте Российской Федерации, а точнее в ее филиале -  Нижегородском институте управления, нет кафедры, отдельно специализирующейся по закупкам. Подготовкой специалистов в сфере госзаказа занимается факультет повышения квалификации и, в частности, его кафедра «Управления социальными и экономическими процессами». Таким образом,  обучение закупочной деятельности у нас идет в рамках дополнительного профессионального образования.

В Москве в РАНХиГС существует специализированный Центр развития конкурентной политики и госзаказа, который занимается обучением, научными разработками, консалтингом и проведением различных конференций по тематике госзакупок. Кстати, он является постоянным участником традиционного ежегодного форума «Госзаказ» в Москве.

 

- Много ли человек обучается на факультете повышения квалификации в Вашем ВУЗе?


- В год на ФПК Нижегородского института управления по программам дополнительного профессионального образования обучаются в год свыше четырех тысяч  человек. В 2010 году наш вуз получил лицензию на проведение программы базового уровня «Управление государственными и муниципальными заказами». Обучение по этой программе проводится в объеме 120 часов, как того требует законодательство. Наш институт также проводит короткие проблемные семинары по закупкам.

 

- Как Вы считаете, насколько сейчас востребованы такие специалисты?


- Я думаю, что такие специалисты сильно востребованы в основном в бюджетной сфере, в органах государственной власти и  местного самоуправления. Зачастую, в органах власти и в бюджетных учреждениях наблюдается следующая картина: специалист занимается закупками, как говорится, «в нагрузку». Он может быть бухгалтером, экономистом или, скажем, заместителем директора по хозяйственной работе, а на него «навешивают» обязанности тендерного специалиста.

При этом специалист по закупкам должен обладать большим объёмом знаний: ему необходимо постоянно отслеживать изменения в законодательстве, уметь оценивать рынок и рыночные предложения.  Ему нужно быть и юристом, и экономистом, и бухгалтером, т.е. специалистом широкого профиля. Но, как правило, подобная работа является второстепенной. Из-за этого многие бюджетные организации испытывают большие трудности.

В структуре органов государственной власти Нижегородской области есть Управление по организации конкурсов и аукционов. В этом госоргане работают профессионалы.  В других структурных подразделениях есть либо сектора по закупкам, либо специалисты, которым вменено это в обязанности.

 

- Испытываете ли вы конкуренцию со стороны коммерческих организаций?


- Рынок образовательных услуг  в сфере госзаказа очень хорошо развит.  В Нижегородской области, в частности,  достаточно много предложений по данной тематике.  Тем не менее, на сегодняшний день лицензию по программе «Управление государственными и муниципальными заказами» получили только Нижегородский филиал Высшей школы экономики и Нижегородский институт управления Академии при Президенте РФ.

Предложений в сфере госзаказа масса: это могут быть короткие семинары и практические семинары, которые длятся 1-2 дня. В основном, такие услуги оказывают образовательные и учебные центры, которые имеют лицензию на образовательную деятельность, но у них нет лицензии в сфере государственных и муниципальных заказов.

 

- Как Вы считаете, стоит ли запретить подобные организации, не имеющие лицензии на преподавательскую деятельность?


- Мне кажется, что запретить подобные организации нельзя. С 2011 года действуют изменения, внесенные в федеральный закон «Об образовании», которые гласят, что государственной аккредитации подлежат только такие образовательные программы, к которым сформированы федеральные государственные требования (далее ФГТ).

Конкретно к программе «Управление государственными и муниципальными заказами» федеральные государственные требования не сформированы.  В настоящее время  подобный приказ Минобразования России еще не вышел.

В 2006 году были утверждены государственные требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы «Управление государственными и муниципальными заказами». Но каким-либо нормативным актом или распорядительным документом эти требования не были утверждены. Отмечу, что в России по состоянию на 1 сентября 2012 года федеральные государственные требования сформированы  только к 3 видам программ повышения квалификации, а именно: к программам повышения квалификации государственных гражданских служащих, программам специалистов по таможенным операциям и к программам повышения квалификации работников следственного комитета.

Все остальные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки остались без ФГТ. В ближайшее время сложится ситуация, когда ВУЗы, учебные центры, которые имели свидетельство о государственной аккредитации на выдачу свидетельства или диплома государственного образца, останутся без такого права. Они смогут выдавать документы лишь установленного образца.

Все подобные меры служат государственной политике развития конкуренции. На рынок образовательных услуг хлынут новые участники. На данный момент любая организация, имеющая в лицензии разрешение на образовательную деятельность, может обучать по любым программам, в том числе и по государственным закупкам, поэтому запретить подобную деятельность никто не может.

 

- Как Вы считаете, высоко ли качество услуг, предоставляемых такими Учебными центрами?


- Я думаю, что качество подобных услуг не очень высокое. Во-первых, подобные учебные центры не обладают кадровым потенциалом. В нашем городе ограничено  количество экспертов - преподавателей по госзаказу, и они, как правило, являются преподавателями вузов.

Во-вторых, они не обеспечены учебно-методическими разработками, учебными материалами, тестовыми заданиями и ситуационными задачами, а подобные разработки играют немаловажную роль в обучении и помогают специалистам повысить свою квалификацию.

В-третьих, у них нет соответствующей материально-технической базы. Есть исключения, например, учебные центры, которые обладают своими площадями и учебными аудиториями, но такие случаи редки, а у вузов материально-техническая база достаточно развита.  Зачастую такие учебные центры - это маленькие конторы, у которых есть только офис. Им приходится арендовать помещения, которые не всегда могут соответствовать требованиям, предъявляемым к образовательным услугам.

 

- Какие современные методы обучения вы используете?


- ФПК Нижегородского института управления использует различные формы обучения, например, традиционные, когда слушатель 120 часов находится в аудитории. Кроме того, наш институт славится активным использованием дистанционных методов обучения. Даже в такой сложной программе, как «Управление государственными и муниципальными заказами», ФПК применяет  дистанционные образовательные технологии.

По модулям программы формируется кейс, в котором содержатся  электронные учебные материалы, тесты и задачи. Помимо этого, готовим  комплект нормативно-правовых документов и аналитических материалов по данной проблематике.

Также, наша программа «Управление государственными и муниципальными заказами» может быть реализована с частичным применением дистанционных образовательных технологий, а именно: 5 дней слушатель ходит на занятия, затем ему передают кейс, и он уже по графику знакомится с учебными материалами, консультируется у преподавателей, сдает тесты, задания и далее выходит на итоговую аттестацию.

Кроме того, у нас есть вариант полного дистанционного обучения по программе «Управление государственными и муниципальными заказами». Такой вид обучения особенно востребован в дальних регионах: в Ямало-Ненецком автономном округе, на  Чукотке и в сибирских регионах. Слушателям из отдаленных территорий довольно-таки накладно выезжать в центр России, платить деньги за проезд, питание, проживание и т.д., из-за всех этих расходов программа дорожает в несколько раз.

 

- Ваши слушатели – это в основном заказчики, как Вы считаете, почему к вашим услугам так редко обращаются поставщики?


- Мне кажется, это связано с тем, что участники размещения заказа либо пользуются однодневными семинарами, где им точечно дают ответы на злободневные вопросы,  либо решают вообще не обучать своих сотрудников, так как считают нецелесообразным  вкладывать средства в повышение квалификации своих специалистов.  Все-таки подобные образовательные программы стоят довольно-таки значительных средств. К примеру,  обучение по программе «Управление государственными и муниципальными заказами» (120 часов) в Нижегородском  институте управления стоит 15 тысяч рублей, что, кстати, ниже среднего по городу.

Также, я считаю, что поставщики просто не понимают важность такого системного обучения, пытаются найти нужную информацию урывками. К нашим услугам иногда обращаются участники размещения заказа, но, в основном, это бюджетные организации.

 

- Стоит ли делать подобное обучение бесплатным? Не планирует ли государство принять такие меры?


- К сожалению, не могу сказать, планирует ли государство принимать какие-то подобные меры.

Напомню, у государства были попытки ввести реестр специалистов в сфере госзаказа, в 2006 году это было поручено Минэкономразвития, а они уже в свою очередь перепоручили это ВШЭ. Но в 2008 году вышло Постановление Правительства РФ, которое сделало нелегитимным этот реестр. В настоящее время каждый учебный центр ведет свой  реестр слушателей, обученных по программе «Управление государственными и муниципальными заказами». 

Я думаю, что делать обучение госзаказу полностью бесплатным не совсем правильно, так как такие образовательные программы, семинары по госзакупкам нужны ограниченному кругу лиц, а именно специалистам в этой сфере. При этом профессионалы будут настороженно относиться к тому, что предлагается бесплатно, подозревать, что эти мероприятия имеют рекламный характер.

 

- Стоит ли больше обучать таких специалистов? Возможно, стоит открывать подобные кафедры в вузах?


- Думаю, нужно следить, будут ли востребованы подобные специалисты. Возможно и такое: открывают подобное направление, набирают людей на обучение, а потом эти специалисты не смогут найти себе работу.

Я полагаю, что оптимально специалист по государственным закупкам должен иметь либо экономическое, либо юридическое образование и уже потом получить дополнительное образование. 

 

                                                                                                                                                                                                        Госзаказ. Просто и Эффективно

Добавлено: 2012-10-09 | Просмотров: 3170Скачать этот выпуск

Выпуск № - перейти или скачать.

Поиск

Календарь

<< май 2024 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
- семинар

Ваш баннер

Чтобы увидеть flash-ролик установите последнюю версию плеера с сайта adobe.com

Ваш баннер

Новости